базовые эмоции человека

Есть разные классификации базовых эмоций:

Автор Фундаментальные эмоции Основания для отбора
М. Арнольд гнев, отвращение, мужество, удрученность, желание, отчаяние, страх, ненависть, надежда, любовь, печаль отношение к тенденциям действия
П. Экман гнев, отвращение, страх, радость, печаль, удивление универсальные способы мимического выражения
Н. Фрижда желание, радость, гордость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд формы готовности к действию
Дж. Грей ярость/ужас, беспокойство, радость врожденность
К. Изард гнев, презрение, отвращение, страдание, страх, вина, интерес, радость, стыд, удивление врожденность
В. Джеймс страх, горе, любовь, ярость физическое ощущение
В. МакДугалл гнев, отвращение, приподнятое настроение, страх, подавленность, эмоция нежности, изумление отношение к инстинктам
О. Морер боль, удовольствие неусваиваемые эмоциональные состояния
К. Отли, П. Джонсон-Лэрд гнев, отвращение, страх, счастье, печаль не требуют пропозиционального содержания
Дж. Панксепп ожидание, страх, ярость, паника врожденность
Р. Плучик одобрение, гнев, предвкушение, отвращение, радость, страх, печаль, удивление отношение к адаптивным биологическим процессам
С. Томкинс гнев, интерес, презрение, отвращение, страх, радость, стыд, удивление плотность нейронной активности
Дж. Уатсон страх, любовь, ярость врожденность
Б. Уэйнер счастье, печаль атрибутивно-независимое

Китайский философ Хань Юй (768-824) в своем трактате “Юань син” (“Обращение к началу [человеческой] природы”) выделяет три категории человеческой природы: высшая категория (шан пинь), которой присуще только добро, средняя (чжун пинь) – и добро и зло, низшая (ся пинь) – только зло.

Там же дан набор шести эмоций:

  • “любовь” (хао)

  • “ненависть” (у)

  • “умиротворенность” (си)

  • “гнев” (ну)

  • “скорбь” (ай)

  • “радость” (лэ)

В отрывке из “Ли цзи” говорится только о четырех эмоциях:

  • “добродушие” (си)

  • “гнев” (ну)

  • “печаль” (ай)

  • “радость” (лэ)

Кроме того, у китайцев были также пятеричные и семеричные наборы. Например, в “Ли цзи” есть следующий семеричный набор:

  • “радость” (си)

  • “гнев” (ну)

  • “скорбь” (ай)

  • “страх” (цзюй)

  • “любовь” (ай)

  • “отвращение” (у)

  • “вожделение” (юй)

Эмоции также имеют корреляции со стихиями.

Стихии “Нэй цзин”
дерево ну (“гнев”)
огонь си (“веселье”)
почва сы (“желание”)
металл ю (“печаль”)
вода кун (“страх”)

Comments are closed.